В соответствии с Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 2245-р:
1. Утвердить:
Концепцию подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике до 2025 года (приложение № 1);
План мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике до 2025 года (далее – План) (приложение № 2).
2. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности принять активное участие в реализации мероприятий Плана.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 04.07.2019 № 570-р
(приложение № 1)
К о н ц е п ц и я
подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике
до 2025 года
I. Общие положения
В Концепции подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике до 2025 года (далее – Концепция) представлен анализ современного состояния подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике, определены приоритетные цели и задачи в указанной сфере, сформулированы основные направления развития.
Разработка Концепции осуществлялась в соответствии с Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 2245-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302, государственной программой Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 декабря 2018 г. № 517.
II. Состояние системы подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике
Подготовка спортивного резерва является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Усиливающаяся глобальная конкуренция, возрастающая технологическая емкость современного спорта требуют долгосрочных системных преобразований в организации работы по отбору и подготовке перспективных спортсменов.
В последние годы были предприняты меры, направленные на преобразование (модернизацию) системы подготовки спортивного резерва. На федеральном уровне принят ряд документов, направленных на совершенствование системы подготовки спортивного резерва. В рамках проводимой модернизации часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, были переименованы в организации, осуществляющие спортивную подготовку, – спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
В 2016 году Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – Минспорт Чувашии) в рамках модернизации системы подготовки спортивного резерва все подведомственные спортивные организации дополнительного образования переименованы в организации спортивной подготовки, которые реализуют федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта. В 2017 году аналогичная работа проведена администрацией г. Чебоксары, все спортивные школы управления физической культуры и спорта также переименованы в организации спортивной подготовки.
В рамках модернизации системы подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике с 1 января 2016 г. все спортивные учреждения Минспорта Чувашии переведены на нормативное подушевое финансирование при оказании государственных услуг по спортивной подготовке.
В Чувашской Республике подготовку спортивного резерва осуществляют 53 спортивные организации, среди них:
30 детско-юношеских спортивных школ (далее – ДЮСШ);
9 спортивных школ (далее – СШ);
1 спортивно-адаптивная школа (далее – САШ);
11 спортивных школ олимпийского резерва (далее – СШОР);
1 училище олимпийского резерва (далее – УОР);
1 региональный центр спортивной подготовки (далее – ЦСП).
В системе подготовки спортивного резерва задействовано 34436 человек, из них 33501 спортсмен и 935 тренеров.
По ведомственной принадлежности:
в сфере физической культуры и спорта – 25 организаций (1 УОР, 1 ЦСП, 10 СШОР и 2 СШ), подведомственных Минспорту Чувашии; 1 СШОР, 1 САШ,
7 СШ, подведомственных управлению физической культуры и спорта администрации г. Чебоксары; 2 ДЮСШ, подведомственные администрации г. Новочебоксарска;
в сфере образования – 28 ДЮСШ, подведомственных администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.
Реализацию программ спортивной подготовки в Чувашской Республике осуществляют 22 организации, что составляет 91,6 процента общего количества физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, при плановом показателе – 90 процентов, установленном в государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302. На данные организации возложены основные функции по реализации положений Концепции.
Численность лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, составляет 10810 человек, в том числе 7138 спортсменов – на этапе начальной подготовки, 3311 спортсменов – на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 291 спортсмен – на этапе совершенствования спортивного мастерства и 70 спортсменов – на этапе высшего спортивного мастерства.
В официальные списки спортивных сборных команд России в 2018 году включены 183 спортсмена из Чувашской Республики (в 2017 г. – 174, 2016 г. – 156, 2015 г. – 150) по 24 видам спорта, в том числе 36 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.
Государственную аккредитацию имеют 70 региональных спортивных федераций. Приоритетным направлением деятельности Минспорта Чувашии в области спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва является развитие базовых для Чувашской Республики видов спорта. Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 399 «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2018–2022 годы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 мая 2018 г., регистрационный № 51147) в Чувашской Республике определены 13 базовых видов спорта:
зимние виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр: биатлон, фристайл;
летние виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр: велосипедный спорт, спортивная борьба, легкая атлетика, спортивная гимнастика, стрельба из лука, триатлон, тяжелая атлетика, конный спорт;
вид спорта, включенный в программу Паралимпийских игр, – спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата;
вид спорта, включенный в программу Сурдлимпийских игр, – спорт глухих;
неолимпийский вид спорта – самбо.
За 2012–2018 годы Министерством спорта Российской Федерации (далее – Минспорт России) из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики выделены субсидии на развитие базовых видов спорта в размере 37,6 млн. рублей.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 сентября 2018 г. № 655-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по обеспечению финансирования государственных учреждений Чувашской Республики, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки.
Развивается система проведения спортивных мероприятий, которые являются эффективным механизмом отбора спортивно одаренных детей. В 2018 году на территории республики Минспортом Чувашии совместно с Минспортом России, общероссийскими спортивными федерациями, органами местного самоуправления, спортивными обществами, региональными спортивными федерациями проведено 435 физкультурных и спортивных мероприятий, из них 80 – всероссийских, 14 – межрегиональных.
В республике ведется подготовка спортивных судей по различным видам спорта, которые обслуживают всероссийские и международные соревнования как в республике, так и за ее пределами. В 2018 году звание «Судья всероссийской категории» присвоено 6 специалистам. Организована работа волонтеров на спортивных соревнованиях.
Ключевым условием успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В Чувашской Республике в 2018 году доля тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составила 83,5 процента от штатной численности тренеров, доля тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, – 15,2 процента, а
8,9 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов. В 2017 году доля тренеров, не имеющих профессионального физкультурного образования, составляла 9,8 процента от штатной численности тренеров, в 2016 году – 12,5 процента.
Ежегодно в республике проводятся курсы повышения квалификации, переквалификации для специалистов отрасли физической культуры и спорта на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени
И.Н. Ульянова», федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», бюджетного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. В 2018 году в указанных образовательных организациях обучение прошли 148 специалистов. Необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.
Важным механизмом мотивации специалистов и повышения профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.
Порядок оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере физической культуры и спорта, установлен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2013 г. № 549 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере физической культуры и спорта». Предусмотрены стимулирующие выплаты тренерам при переходе их спортсменов на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку; за работу со спортсменами-инвалидами; за работу в учреждениях, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право использовать в своих наименованиях слово «олимпийский» или образованные на его основе слова и словосочетания; повышение должностного оклада (ставки) молодым специалистам и другие стимулирующие и компенсационные выплаты.
Минспорт Чувашии осуществляет мониторинг средней заработной платы тренеров, тренеров-преподавателей государственных и муниципальных организаций путем анализа информации, представляемой администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 августа 2012 г. № 348 «О государственной поддержке спортсменов и тренеров Чувашской Республики» по итогам выступлений на международных соревнованиях спортсменам и тренерам республики выплачивается единовременная денежная премия, в течение года спортсмены получают ежемесячную выплату.
В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянно совершенствовать качество методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развивать экспериментальную и инновационную деятельность в системе подготовки спортивного резерва.
Методическое обеспечение подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике осуществляет автономное учреждение Чувашской Республики «Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А. Игнатьева» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – ЦСП). Необходимо продолжить работу по приведению деятельности ЦСП в соответствие с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 апреля 2016 г., регистрационный № 41679), а также по развитию отраслевой методической службы.
Медицинское и медико-биологическое обеспечение спортсменов осуществляет бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканский центр медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – Республиканский центр медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины).
В 2018 году Минспортом Чувашии проведены плановые мероприятия по формированию региональной системы подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона, нормативные правовые акты Чувашской Республики приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Дальнейшее развитие сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, при поддержке Минспорта России, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» позволит обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике с необходимым ресурсным обеспечением на республиканском и муниципальном уровнях.
Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.
III. Цели и задачи Концепции
Приоритетными целями Концепции являются:
создание условий для дальнейшего повышения эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Чувашской Республики и Российской Федерации;
повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;
повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Чувашской Республики мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
Достижение целей Концепции предусматривается путем реализации следующих задач:
совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;
завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативно-правового регулирования подготовки спортивного резерва;
развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;
развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва;
совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
совершенствование системы спортивных соревнований;
укрепление международных связей;
создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе достижение их количественно-качественных показателей, с учетом уровня бюджетной обеспеченности будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии заинтересованных органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных организаций и региональных спортивных федераций.
V. Механизмы реализации Концепции
1. Совершенствование управления, координации
деятельности и методического обеспечения системы подготовки
спортивного резерва
Минспорт Чувашии формирует республиканскую систему подготовки спортивного резерва, включая развитие ЦСП, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Чувашской Республики, участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирует деятельность органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по подготовке спортивного резерва.
Органы местного самоуправления участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Чувашской Республики.
Минспорт Чувашии выстраивает систему подготовки спортивного резерва на базе подведомственных организаций во взаимодействии с органами местного самоуправления, региональными спортивными федерациями и заинтересованными ведомствами с учетом особенностей видов спорта.
В систему управления подготовкой спортивного резерва входят организации, отвечающие за организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по подготовке спортивного резерва.
ЦСП во взаимодействии с региональными спортивными федерациями обеспечивает участие спортсменов, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Чувашской Республики и Российской Федерации, в спортивных мероприятиях Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее – Единый календарный план), осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвует в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта.
В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов совместного участия Минспорта Чувашии и органов местного самоуправления в ресурсном обеспечении организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе механизмов совместного использования организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки.
2. Завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой
сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Регулирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, заключается в установлении требований к их деятельности, статусу и наименованиям, целям и задачам с финансовым, материально-техническим, кадровым и иным ресурсным обеспечением.
Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от их типа и организационно-правовой формы будет предоставлена возможность пройти добровольную аккредитацию на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
Основными критериями добровольной аккредитации являются требования к тренерскому составу (в том числе к уровню образования и профессиональной подготовленности), материально-техническому и иному ресурсному обеспечению, осуществлению тренировочного и соревновательного процессов, выполнению переводных нормативов спортсменами в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.
В целях систематизации добровольной аккредитации организаций, осуществляющих спортивную подготовку, порядок добровольной аккредитации таких организаций будет определять федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, – это организации, для которых основным видом деятельности является реализация программ спортивной подготовки.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Основными организациями, осуществляющими спортивную подготовку в Чувашской Республике, являются спортивные школы, спортивно-адаптивная школа и спортивные школы олимпийского резерва.
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, вправе использовать в своем наименовании слово «олимпийский» или образованные на его основе слова и словосочетания в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
В число организаций, осуществляющих спортивную подготовку, также входит бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарское училище олимпийского резерва имени В.М. Краснова» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики.
Образовательные организации дополнительного образования и другие организации вправе реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, программы спортивной подготовки в качестве дополнительного вида деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке.
В целях развития студенческого спорта образовательные организации высшего образования могут реализовывать на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки, программы спортивной подготовки в специально созданном структурном подразделении на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Таким образом осуществляется межотраслевое взаимодействие, при котором организация, осуществляющая спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы имеет возможность участвовать в подготовке спортивного резерва посредством реализации программ спортивной подготовки.
3. Совершенствование нормативно-правового регулирования
системы подготовки спортивного резерва
Совершенствование нормативно-правового регулирования системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
внесение при необходимости предложений о внесении изменений в законодательство Чувашской Республики в части нормативно-правового регулирования системы подготовки спортивного резерва;
осуществление мониторинга соответствия нормативно-правового регулирования системы подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике законодательству Российской Федерации, целям и задачам Концепции и внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Чувашской Республики в сфере физической культуры и спорта в установленном порядке.
4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки
спортивного резерва
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва предусматривает:
совершенствование системы подготовки тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
обеспечение тренерских кадров качественным дополнительным профессиональным образованием;
создание системы государственной аттестации тренеров и иных специалистов отрасли в соответствии с порядком присвоения квалификационных категорий тренерам и иным специалистам, установленным Минспортом России;
совершенствование систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
разработку и внедрение типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов сферы физической культуры и спорта;
разработку и внедрение отраслевых мер (гарантий), направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров;
внедрение методов стимулирования тренерских кадров к совершенствованию их профессиональных компетенций и к дальнейшей работе по специальности путем реализации положений единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, использования механизмов государственной аттестации, а также посредством оказания практической помощи молодым специалистам в адаптации в профессии, в совершенствовании теоретических и практических знаний.
5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического
обеспечения подготовки спортивного резерва
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва предусматривает:
обеспечение перехода к нормативному подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки в полном объеме;
развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, поддержку отечественного производства конкурентоспособного, качественного, доступного спортивного инвентаря и оборудования, в том числе за счет государственно-частного партнерства;
разработку и внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
проработку механизма предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по базовым видам спорта;
создание безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, используемых при спортивной подготовке.
6. Совершенствование системы отбора
спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов
спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
определение требований к качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды Чувашской Республики и Российской Федерации;
распространение требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта на спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки;
разработку и внедрение механизмов отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей (в том числе детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, и детей, проходящих обучение в спортивных классах);
разработку и внедрение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для прохождения спортивной подготовки.
7. Совершенствование научно-методического,
медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
проведение научных и научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва;
взаимодействие Минспорта Чувашии с Министерством здравоохранения Чувашской Республики, Республиканским центром медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины, медицинскими организациями в целях сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки;
внедрение информационных программ, основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры и спорта нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга).
8. Совершенствование системы спортивных соревнований
Совершенствование системы спортивных соревнований предусматривает:
определение необходимого количества спортивных соревнований начиная с муниципального уровня до уровня республиканских соревнований с учетом Единого календарного плана;
развитие системы проведения республиканских спортивных соревнований, комплексных спортивных мероприятий;
формирование аккредитованными региональными спортивными федерациями региональных судейских корпусов по видам спорта.
9. Укрепление международных связей
Укрепление международных связей предусматривает:
участие совместно с Минспортом России, общероссийскими спортивными федерациями в организации и проведении международных официальных спортивных соревнований, включенных в Единый календарный план, на территории Чувашской Республики в целях обмена опытом между спортсменами, тренерами и иными специалистами;
участие спортсменов Чувашской Республики в составе сборных команд Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях.
10. Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена,
его духовно-нравственного и патриотического воспитания
Создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания предусматривает:
формирование у лиц, занимающихся спортивной подготовкой, устойчивого интереса к занятиям спортом, потребности в двигательной активности, привычки к организованному досугу и ведению здорового образа жизни на основе обеспечения качественными и доступными услугами по спортивной подготовке, квалифицированными тренерскими кадрами и необходимого ресурсного обеспечения;
воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплины, ответственности, формирование мотивации к повышению спортивного мастерства и демонстрации высоких личных спортивных достижений в составе спортивных сборных команд Чувашской Республики и Российской Федерации;
поддержка одаренных спортсменов, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и образовательных организациях, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки.
V. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Реализация Концепции предусмотрена в два этапа:
Iэтап – 2019–2020 годы;
IIэтап – 2021–2025 годы.
На I этапе реализации Концепции (2019–2020 годы) планируется:
принятие организационных решений по обеспечению выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции;
внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Чувашской Республики, обеспечивающие реализацию Концепции;
увеличение до 25 процентов доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этап высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этап совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 100 процентов доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
увеличение до 48,5 процента доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
На II этапе реализации Концепции (2021–2025 годы) планируется:
продолжение выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции;
обеспечение совершенствования нормативных правовых актов Чувашской Республики по реализации Концепции с учетом правоприменительной практики;
увеличение до 26 процентов доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
увеличение до 51 процента доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
Начиная с I этапа реализации Концепции Минспортом Чувашии совместно с региональными спортивными федерациями и заинтересованными организациями будут проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
В результате реализации Концепции в Чувашской Республике будет создано единое спортивное пространство, предоставляющее всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от ведомственной принадлежности, типа и организационно-правовой формы равные возможности для участия в подготовке спортивного резерва.
Будет сформирована сеть отраслевых организаций, для которых спортивная подготовка будет основным и обязательным видом деятельности, с необходимым нормативно-правовым, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным ресурсным обеспечением на республиканском и муниципальном уровнях. Подготовка спортивного резерва поднимется на новую качественную ступень, что позволит спортивным сборным командам увеличить спортивный резерв с высоким уровнем спортивного мастерства и потенциалом спортивного долголетия.
Будут заложены основы для формирования у населения Чувашской Республики мотивации к физической активности и самосовершенствованию посредством спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 04.07.2019 № 570-р
(приложение № 2)
План мероприятий
по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике до 2025 года
№
пп
|
Наименование мероприятия
|
Сроки реализации
|
Ответственные, исполнители
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы подготовки спортивного резерва
|
|
Осуществление мониторинга соответствия нормативно-правового регулирования системы подготовки спортивного резерва в Чувашской Республике законодательству Российской Федерации
|
ежегодно, II квартал года, следующего за отчетным
|
Минспорт Чувашии
|
2.
|
Внедрение в Чувашской Республике научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва в соответствии с порядком, установленным Министерством спорта Российской Федерации (далее – Минспорт России)
|
III квартал
2019 года–
2025 год
|
Минспорт Чувашии,Минобразования Чувашии
|
3.
|
Внедрение в Чувашской Республике типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, утвержденных Минспортом России
|
III квартал
2019 года–
2025 год
|
МинспортЧувашии,администрацияг.Чебоксары*,администрация г. Новочебоксарска*
|
II. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения
системы подготовки спортивного резерва
|
4.
|
Внедрение порядка перевода спортсменов из одной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в другую для дальнейшего прохождения спортивной подготовки на следующих этапах спортивной подготовки с учетом стимулирования и поощрения тренеров, внесших вклад в подготовку спортсмена, в соответствии с порядком, установленным Минспортом России
|
2020–2025 годы
|
МинспортЧувашии,администрацияг.Чебоксары*, администрация г. Новочебоксарска*
|
5.
|
Разработка комплекса мер по научному, медицинскому и медико-биологическому обеспечению реализации стандартов и программ спортивной подготовки, предусматривающего в том числе совершенствование нормативных правовых актов
|
2019–2020 годы
|
МинспортЧувашии,МинобразованияЧувашии,МинздравЧувашии,администрация г. Чебоксары*, администрация г. Новочебоксарска*
|
6.
|
Создание условий для обучения спортивно одаренных детей и молодежи на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарское училище олимпийского резерва имени В.М. Краснова» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики
|
2019–2025 годы
|
Минспорт Чувашии
|
III. Формирование и развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку
|
7.
|
Создание в автономном учреждении Чувашской Республики «Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А. Игнатьева» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики структурного подразделения по координации деятельности и методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку в Чувашской Республике
|
2019–2020 годы
|
Минспорт Чувашии
|
IV. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва
|
|
Принятие нормативных правовых актов Чувашской Республики по совершенствованию систем оплаты труда с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и муниципальном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
|
по мере
необходимости
|
Минспорт Чувашии, администрация г. Чебоксары*, администрация г. Новочебоксарска*
|
9.
|
Разработка комплекса мер по совершенствованию системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривающего стимулирование деятельности по выявлению талантливых детей и передаче их на более высокие этапы спортивной подготовки
|
2019 год
|
Минспорт Чувашии, администрация г. Чебоксары*, администрация г. Новочебоксарска*
|
10.
|
Разработка совместно с Минспортом России методических рекомендаций по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования тренеров и иных специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва
|
III квартал
2019 года
|
Минспорт Чувашии,Минобразования Чувашии
|
V. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций,
осуществляющих спортивную подготовку
|
11.
|
Утверждение на республиканском и муниципальном уровнях нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта и мониторинг обеспечения финансирования государственных и муниципальных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в соответствии с утвержденными нормативами затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта
|
III квартал
2019 года
|
Минспорт Чувашии, администрация г. Чебоксары*, администрация г. Новочебоксарска*
|
12.
|
Мониторинг объемов финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку в Чувашской Республике, и мониторинг средней заработной платы тренеров, тренеров-преподавателей государственных и муниципальных организаций
|
III квартал
2019 года –
2025 год
|
Минспорт Чувашии, администрация г. Чебоксары*, администрация г. Новочебоксарска*
|
VI. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей
|
13.
|
Создание в автономном учреждении Чувашской Республики «Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А. Игнатьева» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики структурного подразделения, отвечающего за организацию работы по индивидуальному отбору спортивно одаренных детей, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
2019–2020 годы
|
Минспорт Чувашии
|
VII. Совершенствование системы научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения
|
|
Проведение научных и научно-практических конференций по вопросам подготовки спортивного резерва
|
2019–2025 годы
|
Минспорт Чувашии,Минобразования Чувашии
|
|
Разработка совместно с Минспортом России мер, направленных на противодействие использованию юными спортсменами запрещенных допинговых средств и (или) методов
|
III квартал 2019 г.
|
Минспорт Чувашии,Минздрав Чувашии
|
|
Издание антидопинговых материалов для организаций, осуществляющих спортивную подготовку
|
IV квартал 2019 г.
|
Минспорт Чувашии
|
___________
* Мероприятия, предусмотренные Планом, осуществляются по согласованию с исполнителем.